Недовольный гул трибун «Петровского» с легкостью заглушил финальный свисток: даже фанатский вираж не потрудился поаплодировать игрокам «Зенита» за нулевую ничью с «Томью». Безликость, серость, уныние и минимум созданных моментов – в этой игре лучшим футболистом в составе хозяев стал Лодыгин, спасший свою команду от полного конфуза. «Зенит» в начале 2014 года – это «Зенит» осени 2002-го, весны 2006-го и лета 2009-го: туманные перспективы, отсутствие поставленной игры и неопределенность с главным тренером.
Летний уход Спаллетти казался очень вероятным: из четырех еврокубковых попыток Лучано относительно успешно реализовал только одну, поборовшись с «Бенфикой» в плей-офф Лиги чемпионов. Все остальные достижения алленаторе (за исключением Кубка России) покорялись и Дику Адвокату, организовавшему эпический поход за Кубком УЕФА. Помочь Лучано могла только звездочка, приклеиваемая на форму клубу, выигравшему чемпионат страны пять раз.
Несмотря на многочисленные трудности и проблемы, в свой день рождения (7 марта) Спаллетти с уже подзабытой широченной улыбкой позировал на фото вместе с Алексеем Миллером, вручившим итальянцу подарок на 55-летие. Глава «Газпрома» преподнес Лучано символический презент: оригинальный выпуск журнала «Огонек», в котором рассказывалось о триумфе ленинградского «Зенита» в Кубке СССР 1944 года. Понять намек Миллера нетрудно: от нынешнего «Зенита» требовалась та же спортивная злость, как и от команды Константина Лемешева, сумевшей обыграть в Москве явного фаворита – ЦСКА.
«Мы рассержены», – говорил Спаллетти перед матчем с «Томью». «Мы должны играть быстрее», – заявил он же после игры, но вряд ли хоть кто-то поверил, что итальянец еще способен влиять на ситуацию. Его поведение на скамейке было таким же типичным, как безадресные навесы с центральной линии от Губочана или пасы назад от Файзулина. Спаллетти ходил по бровке взад-вперед, искоса поглядывал на поле, редко вытаскивал руки из карманов и передавал короткие советы через Доменико Кришито. На пресс-конференции Лучано морщил лоб, монотонно выдавал скучные монологи и не демонстрировал ни капли беспокойства. «Мы будем двигаться вперед», – Спаллетти достал с антресолей самую заезженную тренерскую фразу, аккуратно сложенную в пыльном углу как раз для таких случаев.
Теперь «мы» и «он» – это разные категории. Работа Спаллетти в Петербурге раскололась на две части так, как когда-то она раскололась у Петржелы и Адвоката. Чех познакомился с казино в 2004-м и забыл о футболе, голландец превратился в статую самому себе после финала Кубка УЕФА в Манчестере, а итальянца подвели футболисты, приобретения которых он добивался все лето 2012 года.
Судьба Спаллетти решалась в двух домашних матчах – с Боруссией и с Томью
Ключевым фактором оказались не азартные увлечения и не гордыня. Приезд Халка и Витселя разрушил то, что Спаллетти строил с первого дня своей работы в «Зените», - атмосферу единения. Мистер 2010 года – лучезарный, стильный, неравнодушный и открытый тренер, который охотно давал большие интервью, рассказывал о детстве, демонстрировал фотографии своей коллекции самодельных молотков, оголял торс после завоевания золота, дарил футболистам-чемпионам дорогие кулоны на память и расхаживал по Невскому проспекту с видом человека, у которого все замечательно. С сентября 2012-го итальянца словно подменили: вместо радостного выражения на лице – десяток складок на лбу, вместо зажигательных интервью – скудные брифинги и вялые пресс-конференции, вместо элитных кулонов – «благодарность» от футболистов, не пожелавших собраться на базе для подведения итогов 2013 года. Один кризис, один конфликт, одна забастовка – это произошло в течение месяца, но даже после примирения с Игорем Денисовым, полной подгрузки Халка и Витселя и довольно бодрой весны-2013 Лучано не стал прежним.
Спаллетти производил впечатление солидного тренера, готового дойти с «Зенитом» до апрельских стадий Лиги чемпионов. Во-первых, Лучано неоднократно отказывал грандам из Серии А, показывая свою заинтересованность в будущих успехах питерцев; вспомним Адвоката, так любившего вести переговоры за спиной. Во-вторых, его мнение оставалось решающим и в январе этого года: клуб занял позицию тренера, а не Романа Широкова. В-третьих, именно Лучано настоял на трансферах Рондона и Рязанцева.
Получается, что судьба алленаторе решалась в двух домашних матчах – с «Боруссией» и с «Томью». Эти игры теперь можно использовать в качестве пособия для написания методички под названием «Краткий список недостатков «Зенита». Медленная оборона, ошибающаяся в простых эпизодах – раз, бездарное использование угловых – два, однообразное построение атакующих действий – три, ноль целых ноль десятых креативности в полузащите – четыре. Кто в этом виноват? Ответ очевиден даже Алексею Миллеру, верившему в Лучано до самой томской беспросветности.
Исполняющим обязанности главного тренера назначен экс-ассистент Спаллетти Сергей Семак, которого Мистер к удивлению многих выписал из «Рубина» в 2010 году. Нельзя не оценить прозорливость итальянца: алленаторе видел в Семаке не только надежного полузащитника, но и будущего зенитовского рулевого. Если у Сергея Богдановича получится стереть буквы «и.о.», то в этом будет огромная заслуга Лучано, сделавшего Семака своим ближайшим помощником.
Несомненно, в Питере Спаллетти запомнят тем очаровательным коллекционером hand made молотков, который шагал в пальто и зенитовском шарфе мимо Казанского собора, щурился от солнца и пожимал руки всем, кто его узнавал. А конфликты с игроками, посеревшая игра и хронические неудачи в Европе скоро забудутся – здесь ценят неравнодушие, оригинальность и преданность. И здесь будут скандировать его фамилию, когда он (обязательно!) приедет на «Петровский» в качестве зрителя.
Всего комментариев: 0 | |
Связь с Админом - по всем вопросам сайта Обращаться через форму