Иван Калашников объясняет, почему реконструкция легендарной арены в Лондоне ударила по ее репутации.
Стоимость сооружения
До того, как мир узнал о стоимости будущего стадиона «Зенита», все обсуждали «Уэмбли». Затраты на строительство новой версии самой знаменитой футбольной арены на планете составили 1,2 млрд долларов – и даже если процесс возведения стадиона не был таким запутанным и мучительным, как в Санкт-Петербурге, проблем с «Уэмбли» хватало. Строительные компании срывали сроки и увольняли подрядчиков, работы не были завершены к предполагаемому матчу открытия (финал Кубка Англии-2006) и в итоге Футбольная ассоциация была вынуждена взять на себя ряд долговых обязательств на 10 лет. С тех пор на «Уэмбли» делают деньги как на конвейере, но по-настоящему этому радуются только кредиторы. Почти все проблемы стадиона – следствие слишком дорогого строительства и попыток поскорее рассчитаться с долгами.
Поле
В 2007 году сборная Хорватии устроила праздник всей России, обыграв Англию в ничего не решающем матче. Знаете, что англичане считают одной из причин поражения? Не только Стива Макларена, зонтик Стива Макларена и очередную ошибку вратаря сборной – Скотт Карсон тогда пропустил досадный гол после удара Нико Кранчара с 30 метров. На следующий день пресса винила в этом голе в том числе поле «Уэмбли», испорченное за месяц до матча игрой «Нью-Йорк Джайантс» и «Майами Долфинс» – самой первой лондонской гастролью НФЛ.
«Испорченное за месяц до матча» – это не преувеличение. Поле на «Уэмбли» действительно не выдерживало нагрузок: за четыре первых года газон перестилали 10 раз, каждый раз выкладывая по 125 тысяч фунтов. После матча с Хорватией был уволен не только Макларен, но и главный агроном «Уэмбли», однако газон продолжал подводить игроков – например, в полуфинале Кубка Англии в 2010-м защитник «Тоттенхэма» Майкл Доусон поскользнулся и позволил «Портсмуту» забить победный гол.
Причина проблем с полем была в чрезмерной эксплуатации: несмотря на то, что футбольные и регбийные матчи на «Уэмбли» проводились намного чаще, чем концерты, нагрузка на поле во время концертов была неоправданно велика. Игра идет два часа, а концертная сцена стоит на газоне как минимум два дня, да и публика тоже плохо влияет на поле. Летом 2010 года Футбольной ассоциации пришлось потратить еще полмиллиона фунтов на улучшение фундамента поля и новый газон с элементами искусственного покрытия.
Сборная Англии
Пока строился «Уэмбли», сборную Англии можно было увидеть в Манчестере, Ливерпуле, Бирмингеме, Лидсе, Ньюкасле и других городах страны. Новый стадион стал официальной домашней ареной команды, и, чтобы расплатиться с долгами, она обязана играть здесь до 2017 года. Понятно, что 90-тысячный «Уэмбли» позволяет ей продавать куда больше билетов, чем любой другой стадион Англии, но по мере схода «золотого поколения» и падения зрелищности игры местная публика стала реже выбираться на матчи. После провального ЧМ-2014 было установлено сразу два антирекорда: на товарищеский матч с Норвегией пришло 40 тысяч человек, на официальный с Сан-Марино – 55 тысяч. И дело не только в статусе соперника – два года назад на Сан-Марино пришло 85 тысяч, довольных выступлением сборной на Евро-2012.
В последние 10 лет в Лондоне не было более скучной команды, чем сборная Англии – поэтому «Уэмбли» как стадион все больше ассоциируется с невзрачным, порой мучительным футболом, по ходу которого к тому же получают травмы игроки «Арсенала» и «Ливерпуля» (других команд тоже, но этим не везет особенно сильно). В 2018-м сборная собирается снова начать ездить по стране, но за это время она превратила поход на главный стадион Англии в сомнительное развлечение.
Атмосфера
Помимо перечисленного выше, поход на матч сборной Англии – это истязание для болельщика, привыкшего к атмосфере стадиона любимого клуба. На игре сборной нет ни песен, ни кричалок; фанаты разных команд никогда не задумывались о том, чтобы сочинить что-нибудь в поддержку сборной. Иногда звучит примитивное скандирование «Ан-гли-я», иногда играет духовой оркестр, который все ненавидят, иногда трибуны устраивают «волну» – она здесь считается признаком крайней скуки.
Конечно, на «Уэмбли» проводятся не только матчи сборных – тут играют финалы всех кубков, включая непрофессиональные, а также решающие матчи за выход в дивизион уровнем выше. На таких играх стадион часто заполняется целиком, выглядит отменно и готов шуметь по-настоящему, но подводит акустика: «Уэмбли» настолько огромен, что звук с противоположных трибун всегда рассинхронизируется. Особенно хорошо это слышно во время исполнения гимна, когда звук из динамиков не совпадает с хоровым пением стадиона.
Еще одна проблема – корпоративный ярус для партнеров и спонсоров, опоясывающий «Уэмбли» по всему периметру. Во-первых, он плохо смотрится в начале и конце каждого тайма, когда люди прячутся в вип-ложи. Во-вторых, он опять-таки разбивает стройность звука с верхнего и нижнего ярусов, мешая болельщикам одной команды петь слаженно. На это жаловались даже фанаты «Ливерпуля», а уж им-то обычно ничто не мешает выдать «You’ll Never Walk Alone» при любых обстоятельствах.
Вторжение НФЛ
В американский футбол на «Уэмбли» играют с 2007 года. Этот проект весьма успешен – выездные матчи НФЛ стабильно собирают больше 80 тысяч зрителей, одна из главных улиц Лондона на пару выходных в году превращается в тематический карнавал, а инвесторы уже подумывают о том, чтобы создать команду по американскому футболу в столице Англии (или перевезти сюда одну из существующих). Лично я получил куда больше удовольствия от похода на один матч НФЛ, чем на десять последних игр сборной Англии. Что уж говорить о болельщиках, которым разрешают пить пиво на трибунах и показывают чирлидерс вместо Джеймса Милнера.
С точки зрения бизнеса для «Уэмбли» все это очень хорошо, но давайте сформулируем так: по факту футбол проигрывает американскому футболу на своем поле – и это довольно плохо для имиджа самого легендарного стадиона планеты.
Проклятие Кубка Лиги
Кубковые турниры в Англии существуют для того, чтобы у любой, даже самой завалящей команды был шанс запрыгнуть в историю, неожиданно обыграв фаворита. Даже в случае поражения финал на «Уэмбли» запомнится болельщикам навсегда. Но и в этом случае карма стадиона попробовала перебить кубковую магию: четыре из шести тренеров, побеждавших в финале Кубка Лиги на новом «Уэмбли», были уволены в течение года. Хуанде Рамос («Тоттенхэм»), Алекс Маклиш («Бирмингем»), Кенни Далглиш («Ливерпуль») и Микаэль Лаудруп («Суонси») – все они покинули свои клубы в статусе обладателей трофея с «Уэмбли». Проклятие обошло стороной только Алекса Фергюсона и Мануэля Пеллегрини – впрочем, у последнего впереди еще пять месяцев напряженного ожидания.
Фото: Fotobank/Getty Images/Stephen Pond – The FA, Stuart MacFarlane, Al Bello, Anadolu Agency, Jamie McDonald